Разделы сайта

Наша группа

Вы здесь

Вы умеете рисовать? Да!

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: почему выставок детского рисунка так много, а подросткового – так мало?

 

Конечно, можно все свалить на бездарных учителей, отбивающих у детей охоту к творчеству. Но дело не только в этом.

 

Примерно до шести-семи лет дети с восторгом рисуют яркие солнышки с расходящимися во все стороны лучиками и больших человечков на фоне крохотных домиков. А потом этот уровень их уже не устраивает: они хотят рисовать так, чтобы было «похоже на настоящее, как в жизни».

 

Для этого уже недостаточно непосредственности и творческой смелости: нужны еще и навыки. А вот им-то как раз в обычных школах и не учат, поскольку принято считать, что либо талант есть – и тогда он всяко пробьется сам, либо его нет – и тут уж ничего не поделаешь.

 

Это мнение – миф.

 

Не каждому дано стать талантливым писателем – но каждый может научиться читать и писать. Что, если бы из тридцати учеников в классе лишь один-два осваивали грамотность, а остальные считались «неспособными»?

Точно также каждый может научиться рисовать. На самом деле это даже проще, чем научиться читать. Ведь для чтения нужно запомнить, что буквам соответствуют определённые звуки и звукосочетания, которые потом складываются в слоги и слова... А для того, чтобы научиться рисовать, нужно просто изображать то, что видишь.

А значит – надо научиться видеть.

 

Это как? Вроде бы любой, кто не слеп, умеет видеть?

Нет – это не совсем так. Взгляд художника – особенный.

Чтобы понять различие между обычным взглядом и взглядом художника, нужно пояснить разницу между восприятием и обработкой информации левым и правым полушарием.

Левое полушарие выделяет существенные признаки объектов, относящихся к определенному классу, и далее классифицирует новые объекты на основании выделенных признаков.

Если ему показать два множества:

Шарики (красные, зеленые, маленькие, большие, фарфоровые, деревянные…)

И кубики (тоже красные, зеленые и т.д…) –

Оно может разбить их на следующие классы:

Шарики и кубики

Красные и зеленые

Деревянные и фарфоровые

Большие и маленькие.

 

Допустим, мы объяснили, что главный признак – форма.

Левое полушарие запомнит, что шарики и кубики – два разных класса, и теперь будет каждый новый объект маркировать либо как шарообразный, либо как кубический. Все яблоки, арбузы и абрикосы оно занесет в класс шарообразных, кирпич или усилитель – в класс кубических.

 

Отличный метод, позволяющий сэкономить массу времени и сил! Представляете, что было бы, если бы каждый раз приходилось думать, что за предмет перед нами? А если нужно измерить его площадь или объем? В таких случаях абстрагирование от частностей и выделение сути – идеальный метод.

Проблемы, однако, начинаются в тот момент, когда нужно решить другие задачи, к которым этот метод неприменим.

 

Одна из них – рисование. Для него нужно включить право-полушарный режим.

Правое полушарие не обобщает. Для него каждый предмет – уникален, единственен и неповторим. Его интересует малейшие детали, частности и подробности. Не анализ, а синтез, не линейность, а объем, не названия, а проникновение в суть, не причины и следствия, а метафоры и ассоциации. Не бывает «яблок вообще» (а уж тем более «шарообразных предметов»!) – только это конкретное яблоко, видимое в определенном ракурсе, при определенном освещении на определенном расстоянии.

Курс быстрого обучения рисованию, созданный художницей и преподавателем Бетти Эдвардс, основан именно на переключении в правополушарный режим. В этом режиме очень легко УВИДЕТЬ предмет взглядом художника. А перенести свое восприятие на бумагу – на самом деле очень просто.

Чтобы почувствовать разницу между этими режимами, давайте выполним два рисунка.

 

Сначала нарисуйте свою руку любым способом, как получится – только не обводите её, положив на лист.

 

Затем положите руку так, чтобы она могла пролежать минут 15 неподвижно, а лист бумаги и карандаш – так, чтобы вы могли на них не смотреть. Только не подглядывайте!

Посмотрите внимательно на руку и выделите границу между рукой и пространством. Выберите на этой границе точку, с которой начнете осмотр, и поместите туда маленького-маленького альпиниста, для которого ваша рука – словно горная цепь.

 

Он начинает медленно передвигаться вдоль границы: миллиметр за миллиметром, шаг за шагом – и вы смотрите на него, помогая ему двигаться, координируя его маршрут. Если связь между вами и альпинистом теряется – он начинает шататься и может сорваться и упасть, потому что горная тропа превращается перед ним в глубокую пропасть.

 

А в это время ваша рука ведёт карандаш по маршруту альпиниста: точка за точкой. Если при этом у вас появляются мысли вроде «Какими глупостями я занимаюсь!» уберите их прочь, заменяя вопросами: «Куда пошёл изгиб? куда сейчас вести линию? какой здесь угол?» Рисуйте около 15 минут. И не смотрите на бумагу, иначе вы погубите альпиниста!

 

Задача этого упражнения – научиться воспринимать границу точка за точкой, убрав уверенность левого полушария: «Я знаю, как выглядит этот предмет!», с которой вы рисовали руку первый раз.

Нарисовали? Отлично. У вас получился странный и непривычный набор линий, не имеющий ничего общего с рукой. Но в «правополушарное» состояние вы вошли, поэтому можно перейти к настоящему рисованию.

 

Теперь сделаем то же самое, что и в прошлый раз – но 10 % времени будем смотреть на бумагу, чтобы скорректировать рисунок в районе изгиба или поворота. Положите руку на стол, желательно в том же положении, что и в прошлый раз, – и рисуйте, давая альпинисту команду «Стоп, без меня не двигайся!», когда нужно сделать изгиб.

 

Ваше левое полушарие, конечно, уже выделило общую схему руки и подгоняет вас – ну что ты так долго, мне уже скучно! Оно привыкло так работать: вычислили формулу площади круга – и что теперь, каждый круг отдельно рисовать?

 

В рисовании, однако, торопиться нельзя (равно как и в танце, массаже, в гимнастике). В этих занятиях нет общей формулы, нужно быть «здесь и сейчас», улавливая каждый конкретный нюанс. Просто скажите своему левому полушарию: «Отдохни пока!» – и рисуйте 10-15 минут.

 

А затем ответьте себе на вопрос: в чем разница между рисованием руки в первый раз и сейчас?

 

Ну, конечно, сначала не было маленького альпиниста!

 

Между прочим, с точки зрения психики он абсолютно реален: это ваш внутренний творческий ребёнок. Когда мы не поддерживаем с ним контакт, он срывается и падает в пропасть или бессильно замирает.

 

... Эти два подхода относятся не только к рисованию.

В первом случае мы думаем, что предмет – это схема в нашей голове.

Во втором случае с помощью альпиниста мы видим вещи не сквозь «тусклое стекло» привычных стереотипов, а такими, какие они есть.

 

Комментарии

Аватар пользователя Николь Ниберг

Начните с того, что необходимо; тогда делайте то, что возможно; и вдруг вы делаете невозможное.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Собери картинку. После регистрации ты будешь пропускать проверку